«Мир Вашего Я» Психологический центр Помощь, услуги консультации психологов
Психологический словарь
Отзывы о работе
Вакансии центра

Бесплатная психологическая помощь и бесплатная консультация
Команда наших специалистов предоставляет услугу - бесплатная психологическая консультация для пенсионеров! Подробнее...

Подписка на новости

Яндекс цитирования
Власов Евгений Владимирович

Теоретические основы работы

• Гештальт-подход в консультировании
  • Гештальт-терапия
  • Психоаналитический подход

Основные направления работы

• Повторяющиеся негативные события и ситуации в жизни, зацикленности
  • Поиск смысла жизни и призвания
  • Переживание стрессовых событий и последствий стресса
  • Состояние утомления и хронической усталости
  • Бессонница и нарушения сна
  • Депрессивные состояния
  • Страхи и тревожные состояния

Психосоматические нарушения

Проблемы с пищеварительным трактом - спазмы, гастриты, язва, колиты, СРК

Гештальт-консультирование и психотерапия

Дискомфорт в животе и психология

Люди совершенно разных характеров, каждый по своему, могут страдать животом, испытывать дискомфорт. Органы пищеварения в первую очередь связаны с жизненными функциями. Живот в славянском прошлом и значил – жизнь. Когда человек подвергает свою жизнь избыточному стрессу, достаточно часто страдает пищеварительная система. Поэтому большинство болезней и дискомфортных симптомов живота – желудка, кишечника, желчевыводящей системы и поджелудочной железы имеют в своем происхождении значительную часть психических причин, то есть это психосоматические симптомы и болезни.

Кроме самих болезней, которые требуют лечения у врача, гастроэнтеролога, интерниста, к психосоматическим причисляют такие нарушения, как спазмы и преходящие боли, чувство вздутия, дискомфорта в животе, понос и запор. Нарушение функций пищеварения приводят к росту неблагоприятной флоры, нарушается ее баланс. То есть дисбактериоз – это не только следствие неправильного питания, но и следствие трудных переживаний, избыточного стресса.

Чувство тошноты – вполне законный рефлекс ограждения от некачественной пищи – мы вполне можем испытывать при неприятии другого человека, наскучивших отношений, при нахождении в неблагоприятной среде. Это та самая экзистенциальная тошнота, которая может быть связана как с неподходящим окружением и средой, так и с потерей устойчивости, опоры в существовании.

Чувство тошноты, будучи подавленным, приводит к нарушению перистальтики и работы более далеких от глотки сфинктеров. В этом случае человек ощущает спазмы в животе, иногда различимые на ощупь уплотнения в кишечнике. Причем если массировать эти уплотнения, становится легче – это один из приемов самопомощи при таких симптомах.

Избыточный стресс зачастую приводит к гастриту и язве желудка. Это доказанный факт, от мышей до людей. Механизм возникновения гастрита и язвы с повышенной кислотностью – высокая степень психического напряжения, дистресс, выключающий автономную систему управления пищеварением. То есть человек на работе в своем офисе, как на войне или на охоте, но все внешнее окружение не подходит для войны или охоты – не хватает движения, практически задавлена возможность проявить агрессию. Желудок вырабатывает кислый сок с ферментами – и постепенно слизистая повреждается.

Психосоматика гастрита с пониженной кислотностью – еще более опасного – так проявляется вялость и «ленивый желудок», который разрекламирован по ТВ. Он соотносится с апатичным, вялым переживанием обыденности. Чувство апатии, патологическая лень, депрессия – способствуют расстройствам пищеварения с замедлением перистальтики. В свою очередь это приводит к вздутию живота, газам в кишечнике.

Раздраженный кишечник, проявляющий себя болями, дисбактериозом и поносами при наступлении стрессовой обстановки является одним из самых любимых для того, чтобы показать их в комедийном кино.

Задержка агрессии, ее вытеснение, нарушают работу желчевыводящей системы. Желчь выделяется, когда мы едим вкусную пищу с жадностью, то есть агрессивно. Если мы подавляем агрессию, не находя социально приемлемые формы ее выражения, желчь застаивается, протоки желчного пузыря перестают работать автоматически, возникает дискомфорт. Так как поджелудочная железа находится рядом, заброс в ее протоки желчи при отказе сфинктеров может привести к панкреатиту.

Длительный стресс отражается также в истощении эндокринной функции поджелудочной железы, сахар в крови повышается.

Доказательная медицина не вполне компетентна в области психосоматических причин болезней органов и дискомфортных симптомов в животе. Только опытный врач может заметить спазмы на рентгене. Однако большинство врачей признают важную роль настроения и характера человека в увеличении количества записей в его медкарте. Если человека мучает дискомфорт в животе, проблемы пищеварения и спазмы в кишечнике, понос и запоры, и все эти симптомы нарастают в связи с переживаниями – пора идти к психологу.

Для того, чтобы самому научиться регулировать свой уровень стресса, нужно обозначить и проработать все стрессовые факторы вашей работы, а также семейных отношений.

Гештальт-подход в терапии психосоматики живота

Естественно, серьезные нарушения в пищеварении и боли требуют лечения у врача. А если симптомы остаются и мешают жить, а повышенная чувствительность к стрессу отражается на работе желудка и кишечника, нужна подходящая система работы, и гештальт-подход, а также различные телесно-ориентированные методы работы, родственные ему, могут принести пользу.

Гештальт-терапия это самый желудочно-кишечный тип психологической помощи. Дело в том, что ее основатель Фритц Перлз построил гештальтистское учение на метафорах поглощения, пережевывания, переваривания пищи. Он распространил идею метаболизма на психические процессы. То есть мы себя ведем в такой же манере, как мы едим, если сказать коротко и по-простому. Психосоматический подход замечает обратную связь – как мы чувствуем и переживаем, так и устроена работа нашего пищеварения.

Кроме гештальт-терапии значительная часть физических упражнений и дыхательных техник из древности, собранные восточными холистическими практиками, русскими боевыми искусствами, оказываются весьма полезными в излечении желудочных и кишечных симптомов дискомфорта и болезней.

Один из принципов гештальт-терапии – «здесь и сейчас» - ставит под сомнение рекомендацию «получай стресс на работе, а сжигай его в спортзале», хотя спортивные занятия и физнагрузка очень полезны для живота. Ценность осознанности и внимания к собственному телу, к его проявлениям со стороны пищеварительного тракта, также неоспорима. Осознаность помогает вчувствоваться в собственные симптомы и слушать жизненно важные сигналы своего тела, исходящие из живота.

Страхи, комплекс беспомощности, это первые психосоматические факторы, нарушающие пищеварение. Осознание своих симптомов, придание им важности, научением чувствовать степень спазмированности, характер ощущений в динамике – это все арсенал гештальт-терапии. Все, что связано с желудком и кишечником – не очень приемлемо при социальных контактах. Поэтому желудочные и кишечные симптомы мы склонны вытеснять, не замечать их. Отказываясь их слушать, мы уменьшаем нашу жизнеспособность и приспосабливаемость в меняющихся условиях. По-простому, если у вас есть выбор, что кушать и как кушать, с кем и в каких обстоятельствах, если вы можете выбрать то, что нравится и не принимать то, что не нравится внутрь – ваш живот будет в порядке. Основная задача терапевта в гештальте – дать увидеть выбор, чтобы клиент осознал, что выбор есть.

Какой характер приводит к психосоматике пищеварения

Люди с астеническим характером, меланхолики, склонны страдать нарушениями пищеварения. Те, кто вспыльчив и склонен к приступам ярости – также рискуют, так как ярости в цивильном мире нет места. К психосоматическому дискомфорту в животе склонны те, кто не могут отстаивать свои границы, защищать свои потребности. Также и те, кто попал в обстоятельства, в которых границы невозможно удержать, а потребности – удовлетворить. Если вы склонны к рефлексии, значит возникает риск рефлюкса в каком-то внутреннем сфинктере. Рефлюкс – это синоним рвоты, обратного движения пищи в пищеводе, а также и в кишечнике. Параноидальный характер, описанный Перлзом – это очень похоже на уровне тела на вздутый живот и периодические приступы обратной перистальтики. Застрявшие эмоции – это как запор. Неспособность удержать эмоции, наоборот, как понос. Люди живые и подвижные в меньшей мере склонны к болезням желудка и кишечника. Они по определению здоровее.

Основные способы помощи при психосоматике ЖКТ

1. Терапевтические сессии – на них человек учится осознавать свое тело и эмоции, находит связь симптомов живота и переживаний, учится способам изменения взаимодействия со средой и с окружением.
2. Расслабляющие психотехники и упражнения
3. Физическая нагрузка и спорт в разумных дозах
4. Массаж и самомассаж живота

Психосоматические метафоры кишечника и желудка

Для того, чтобы проявить и высказать чувства, мы говорим слова. Некоторые из них описывают кишечную и желудочную симптоматику. Перечислим наиболее яркие из них.

Меня тошнит от вас. Я его не перевариваю. Ты уже у меня в печенках. Схватил слишком большой кусок, а проглотить не можешь. Словесный понос. Что молчишь, как в рот воды набрал. Замучила изжога. Трубы горят. При работе с психологом эти метафоры могут приобретать личное звучание и конкретизироваться в деталях. После работы с психологом, человек учится в жизни соизмерять свои ресурсы и желания. Отказываться от того, от чего тошнит. Пить воду, если хочется. Жевать более агрессивно и тщательно.

После работы с психологом человек умеет не только противостоять стрессу, но и восстанавливать себя, если избыточный стресс неизбежен и преодолеть его необходимо.

Стресс мы определяем в духе Ганса Селье, как фактор, угрожающий благополучию нашего организма. Стресс могут порождать отношения с другими людьми, а также физические факторы среды, например, шум метро, неподвижная поза длительное время. Стресс по природе может быть психологический, внутренний – в бытовом варианте – как будто человек себя накручивает, а остановиться не может. Трагические события в жизни, болезнь, потеря работы или финансового благополучия – одни из самых серьезных стрессовых факторов.

вернуться в раздел "психологи"

Вверх  Вверх страницы