www.psychologist.ru Обратная связь

Новости

Почасовая аренда кабинета для психологов в Москве

Почасовая аренда кабинета для психологов и психологических консультаций.
Подробнее...

Сегодня к нам обратились

✏ с проблемой чрезмерной опеки со стороны родителей (психолог Протасова М.Д.); ✏ с запросом на избавление от лишнего веса (психотерапевт Волкова В.А.); ✏ с трудностями общения с противоположным полом (психотерапевт Чулюканова Ю.М.).
Подробнее...

Одним из членов Совета при Президенте Российской Федерации стал А. Г. Асмолов

Владимир Владимирович Путин - подписал Указ об утверждении состава Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека.
Подробнее...

ДЕНЬ ПСИХОЛОГА

22 ноября отмечаем день психолога! Поздравляем всех с этим праздником!
Подробнее...

Подписка на новости

Синдром дефицита внимания (СДВГ): причины, проявления, рекомендации родителям.

 

Синдром дефицита внимания и гиперактивности – это патологическое состояние, которое характеризуется двигательной расторможенностью, снижением концентрации внимания, отвлекаемостью, импульсивностью поведения, проблемами во взаимоотношениях с окружающими.

СДВГ — самая частая причина нарушения поведения и трудностей обучения в дошкольном и школьном возрасте.

Причины возникновения СДВГ.

 

В существовании СДВГ сомневается ряд медиков, учителей и средств массовой информации: некоторые исследователи считают, что такого расстройства не существует вообще, однако их противники полагают, что существуют генетические и физиологические причины возникновения синдрома дефицита внимания. Мы все же опишем этиологию данного состояния. 

Среди широкого спектра причинных факторов СДВГ в первую очередь выделяют генетические и перинатальные факторы. Большую роль в развитии СДВГ играет наследственная предрасположенность, обычно у кого-то из близких родственников ребенка в детстве возникали подобные проблемы.

Повреждения головного мозга до рождения происходят в результате патологии беременности и родов (хронической гипоксии плода, болезней, токсикозов, плохого питания беременной, приема алкоголя и курения беременной, недоношенности, переношенности, слабой родовой деятельности и др.).

Факторами, влияющими на ребенка в раннем детстве, могут являться недоедание и различные заболевания, приводящие к кислородному голоданию головного мозга (в частности, бронхиальная астма или пороки сердца, сопровождающиеся сердечной недостаточностью)

В течении и прогнозах СДВГ очень важную роль играют социально-психологические факторы. У детей из семей с высоким социально-экономическим статусом последствия повреждений головного мозга, как правило, проходят к школьному возрасту, а у детей из семей с низким статусом — остаются. Также, например, для матерей, воспитывающих детей с синдромом деффицита внимания характерна высокая тревожность.

Следует отметить, что тревожным матерям свойственны неправильные стили воспитания, такие как гиперопека или чрезмерная критичность. Они также могут способствовать развитию у детей как тревожных расстройств, так и СДВГ.

Проявления СДВГ

Нижней границей выявления СДВГ является возраст 3-4 лет. Если мы говорим о клинических симптомах, то нарушения внимания выражаются в несобранности, отвлекаемости, невозможности довести начатое до конца, частыми переключениями с одного занятия на другое, забывчивостью, потерей собственных вещей.

Дефицит внимания особенно заметен в ситуациях, когда нет контроля взрослого, и ребенку приходится действовать самостоятельно.

Двигательная расторможенность детей с СДВГ проявляется чрезвычайной подвижностью. Ребенок находится в постоянном хаотичном движении: бегает, крутится, пытается куда-то залезть, громко кричит. Избыточная активность бесцельна и не соответствует требованиям конкретной обстановки. Так же гиперактивность обычно сочетается неловкостью и нарушением координации движений.

Детям трудно даются операции, требующие развития мелкой моторики (завязывание шнурков, застегивание пуговиц, письмо). Дети с синдромом дефицита внимания отличаются импульсивностью поведения и часто производят какие-либо действия, не подумав. Например, ребенок может без разрешения встать и ходить по классу посреди урока, бесцеремонно перебивать взрослых, выкрикивать на уроке, вмешиваться в работу других детей и др. Ребенок по недомыслию может совершить и опасные для своей жизни и здоровья поступки. Сложности в обучении проявляются в связи со сниженным вниманием, сложностями в запоминании, письме, счете. Однако это всего лишь трудности, связанные с процессом обучения, а не свидетельство снижения интеллекта.

Рекомендации для родителей

Одна из целей воспитательной работы — добиться послушания, привить ребенку аккуратность, навыки самоорганизации, способность планировать и доводить до конца начатые дела. Расхождения в заданиях допускать не следует (например, папа дал одно, а бабушка другое, порой противоположное).

Очень важно соблюдать четкий распорядок дня. Время пробуждения, отхода ко сну, приемов пищи и выполнения домашнего задания должно быть четко регламентировано и обязательно выполняться.

Придумайте гибкую систему вознаграждений за хорошо выполненное задание и наказаний за плохое поведение. Можно использовать балльную или знаковую систему вознаграждения. Заведите дневник самоконтроля и отмечайте в нем вместе с ребенком его успехи дома и в школе. Для гиперактивных детей наиболее действенными будут средства убеждения «через вознаграждение – лишение удовольствия»: лишение лакомства, привилегий; запрет на приятную деятельность. Не нужно ругать ребенка, быть авторитарным.

Постоянные наказания могут способствовать закреплению отрицательных качеств ребенка, а также сформировать негативное отношение к учебному процессу. Когда ребенок ведет себя неправильно, можно попробовать предложить альтернативную форму поведения. "Кидаться вещами\игрушками нельзя. Вот, возьми мячик, если хочешь покидать что-то".

Очень важно создать доброжелательную, спокойную обстановку дома, чтобы ребенок чувствовал себя нужным и любимым, добиться повышения его самооценки, уверенности в собственных силах. Необходимо помнить, что ребенок не виноват в своем поведении, и его состояние не связано с капризами или «плохим» характером.


Все статьи Статьи психологов
Вверх  Вверх страницы

Обратная связь

Имя *
Телефон
E-mail
Введите символы с картинки

Нажимая на кнопку «Задать вопрос», вы даете согласие на обработку персональных даных.